transitwind (transitwind) wrote,
transitwind
transitwind

К столетию даляньского трамвая. История с XXI-го века.

На рубеже веков. 


       Вопреки распространённому заблуждению 2000-й год является не первым годом нового столетия, а последним для предыдущего, однако отсчёт новой жизни даляньского трамвая можно начинать именно с него. Именно в январе 2000-го года произошло знаковое событие - трамвайный завод приступил к выпуску сочленённых низкопольников "Комбино", по местной классификации им было присвоено обозначение DL6W. Первый вагон DL6WA выехал за ворота предприятия 17 мая и прибыл в депо на пл. Освобождения для испытаний. Два года спустя вагоны этой серии начали работу на 202-м маршруте. К этому времени они все были оборудованы кондиционерами и получили обозначение DL6WB.
       Другим знаковым событием года стало создание 20 апреля Даляньской компании современного рельсового транспорта (大连现代轨道交通有限公司) с целью объединения всех его видов под одним началом. Уже в сентябре компания приступила к строительству пригородной электрички в Далянь-2 (новые территории на северной части Даляньского залива), которая спустя четыре года приняла первых пассажиров. В настоящее время компания ведёт строительство метро, работы были начаты 25 июля 2009 года.
       1 июля было принято решение продлить 202-й маршрут от Хэйшицзяо до Университета морского дела, все подготовительные работы к этому моменту были уже закончены и, пройдя испытания, 30 июля новый участок протяжённостью 2,697 км с двумя трамвайными виадуками вступил в строй.
       Наконец, 28 декабря начались работы по продлению линии 202-го маршрута от Университета морского дела до поворота к полуострову Сяопин. Вот таким выдался для даляньского трамвая последний год двадцатого века. 
 

Новое столетие. 


       Начало XXI-го века даляньский трамвай встретил интенсивными строительными работами на новом скоростном участке 202-го маршрута с шестью остановками и новым депо в конце линии. Заняло это менее двух лет и с 1 декабря 2002-го года трамваи пошли до полуострова Сяопин, протяжённость всего маршрута достигла 12,6 км и на него стали поступать низкопольники  DL6WB с кондиционерами. Проезд в новых вагонах стоил два юаня - вдвое дороже по сравнению с вагонами 8000-й серии.
       26 июля 2003 г. был закрыт на капитальный ремонт 203-й маршрут, взамен трамваев были пущены автобусы. Пути были полностью разобраны и уложены заново по новой технологии, при этом был построен новый участок на восток до парка Дунхай (восточный морской) с тремя промежуточными остановками. Все работы на линии протяжённостью 6,5 км заняли менее года. 
       25 июня 2004 г. был изготовлен единственный стилизованный под старину вагон, получивший обозначение DL4W. На следуюший день был закончен ремонт первых двадцати шести вагонов серии 3000, предназначенных для 203-го маршрута.
        1 июля 2004 г. трамвайное движение по 203-му маршруту было восстановлено. Впервые появилась возможность доехать на трамвае до парка у восточной береговой линии Жёлтого моря.
        1 августа 2004 г. с 202-го маршрута исчезли последние вагоны 8000-й серии; 26 (по другим данным - 22) сочленённых низкопольников "Комбино" DL6WB стали здесь единственным типом подвижного состава. Вновь было прекращено автобусное дублирование маршрута (позднее вновь восстановленное). Спустя две недели была отменена доплата за кондиционер и проезд стал стоить один юань вместо прежних двух (при оплате карточкой - 0.90 юаней вместо 1.95). Соответственно была снижена и стоимость месячного проездного на этот маршрут с 45 юаней до 39. Вагоны 8000-й серии с маршрутов исчезли навсегда, большая часть была продана в Чанчунь, остальные списаны и порезаны, а старое депо у площади Освобождения ликвидировано и снесено.  
       10 июня 2006 г. аналогичные работы по обновлению трамвайного полотна начались на 201-м маршруте и продолжались полтора года. 30-го декабря 2007-го года движение трамваев было восстановлено, а маршрут объединён с 203-м в один сквозной, пересекающий город с запада на восток. Западный участок был укорочен на один перегон и конечная стала располагаться в конце Чанцзян лу (шоссе Янцзы) у перекрестка с Сианьским шоссе (движение по Сианьскому шоссе до Шахэкоу (沙河口) было закрыто). Восточная конечная "Парк Дунхай" была переименована в "Парк Морской Мелодии" (海之韵公园 - "Хайчжиюнь гунъюань") - такое название получили небольшой соседний парк и площадь на берегу моря в конце дороги, названной в честь Китайской музыки (Хуалэ).  Новый маршрут стали обслуживать 33 вагона: 16 исторических и 17 сочленённых низкопольников. 
       8 мая 2009 г. начались работы по строительству линии от южной конечной 202-го маршрута "Перед полуостровом Сяопин" до Порт-Артура (Люйшунь), открытие движения запланировано на 2011-й год. После продления общая протяжёность трассы составит 42,666 км, при этом новый участок будет весьма дорогостоящим из-за сложного рельефа местности (потребуется строительство туннелей и эстакад). Заканчиваться трасса будет возле Люйшуньского порта (旅顺新港). 
 

Современный подвижной состав

       В настоящее время в городе эксплуатируются только капитально отремонтированные вагоны японского периода (все они базируются в депо на пл. Миньчжу и работают на 201-м маршруте), а также сочленённые низкопольники (базируются во втором депо на южной окраине и работают на обоих маршрутах, при этом жёлтые направляются на 201-й маршрут). Старое депо на пл. Освобождения ликвидировано. Единственный современный вагон в стиле ретро на линию не выходит, вероятно его берегут для каких-то особых событий.
       Весь подвижной состав двухсторонний с двумя постами управления, посколько в городе нет разворотных колец. Вагоны 8000-й серии были окончательно сняты с эксплуатации в 2004-м году, по информации посетивших город трамвайных любителей из Японии, трамвайное хозяйство избавилось от последних остававшихся у него шести вагонов этого типа, видимо, при подготовке к сносу старого депо. Вагоны серии 2000 в настоящее время не эксплуатируются, однако переведены в новое депо на юге и, скорее всего, будут капитально отремонтированы и направлены на 201-й маршрут в 2011-м году. Ожидаемое к тому времени продление 202-го маршрута до Порт-Артура потребует крупного пополнения вагонного парка. Не исключено, что все работающие на 201-м маршруте низкопольники переведут на 202-й.
 

Вагоны DL2000.



       Вагоны этого типа, вероятно, являются модификацией DL1000, возможно что это их переделки с новым кузовом, однако данные не подтверждены.  Год их выпуска также пока неизвестен, как и точное количество изготовленных. Все они работали только в Даляне и только на 201-м маршруте, были сняты с эксплуатации в июне 2006-го года, когда 201-й маршрут был закрыт на капитальный ремонт и переведены на хранение в новое депо возде полуострова Сяопин. По крайне мере два вагона были капитально отремонтированы и приобрели очень элегантный внешний вид. Вероятнее всего, после капитального ремонта и реставоации кузовов эти вагоны вернутся на 201-й маршрут в 2011-м году, когда откроется новая линия от нынешней конечной 202-го маршрута до Порт-Артура, резко возрастёт потребность в подвижном составе и "Комбино" будут переведены на новый скоростной пригородный маршрут.

       Для просмотра галереи вагонов нажмите на эту ссылку или на картинку вагона.     
 


Серия DL3000 и DL3000G.  Реставрированные "японцы".

Вагон DL3000G. Фото пользователя "pie" сайта "chinaren".


       Именно эти вагоны придают даляньскому трамваю неповторимое очарование и очень популярны у туристов. Выпущенные ещё в 30-х гг. прошлого века, они также зарекомендовали себя очень надёжными и простыми в эксплуатации. Учитывая историческую ценность вагонов японского периода, в 1997-м году было решено их капитально отремонтировать, покрасить все кузова стандартно в синий цвет, удалив всю наружную рекламу или сведя её к минимуму. Эти вагоны давно стали единственным типом подвижного состава на 203-м маршруте, связывающем железнодорожный вокзал и центральную часть города с парком на восточном побережье.
       Когда в 2003-м году 203-й маршрут был закрыт на капитальный ремонт, в ходе которого разбирались и заново укладывались пути, часть вагонов прошла ещё один капитальный ремонт и особо тщательную реставрацию кузовов, для которых, учитывая специфику маршрута, были выбраны два стильных цвета - морской зелени и красно-коралловый. Кроме того, на вагонах впервые появились колокольчики. Вероятно, именно эти "новые старые" вагоны и получили обозначение DL3000G, в отличие от остальных DL3000 (это лишь догадка, буду признателен за любую уточняющую информацию).
       С 30 декабря 2007-го года 203-й маршрут был объединён с вновь открытым 201-м, из 33 работающих на нём вагонов "японцы" составляют половину, все они базируются в первом депо на пл. Миньчжу  (вторую половину подвижного состава 201-го маршрута составляют низкопольники "Комбино" второго депо). 

       Для просмотра галереи фотографий нажмите на эту ссылку или на картинку вагона. Галерея упорядочена по номерам вагонов.


 

Серия DL9000. Китайский "Комбино".

Посмотреть фотогалерею.

       К производству сочленённых низкопольных вагонов нового поколения c громким названием "Даляньский народ" трамвайный завод приступил в январе 2000-го года. Внешний его вагона полностью копирует немецкий "Сименс-Комбино" с незначительными отличиями в расположении дверей и секций. В разработке принимал участие местный институт проектирования локомотивов. 17 мая готовый вагон выехал из заводских ворот и прибыл во второе депо для испытаний. Это единственный вагон оранжевой раскраски с синим низом, возможно, так и не получивший номера, его дальнейшая судьба неизвестна, т.к. более поздние фотографии пока не обнаружены. В июле 2001 г. вагон успешно прошёл техническую оценку Министерства строительства, после чего завод приступил к серийному выпуску новой модели. С 2002-го года вагоны стали стали работать на 202-м маршруте, базируясь в новом депо на юге и порой приступая к перевозкам пассажиров до присвоения номеров.
       Первоначально новые вагоны получили номера 9000-й серии, позднее их зачем-то перенумеровали по следующей схеме:
      9001 - 9003  получили номера  2238 - 2240,
      9005 - 9013  получили номера  2241 - 2249,
      9015 - 9023  получили номера  2250 - 2258,
      9025 - 9028  получили номера  2259 - 2262.
Существовали ли вагоны 9004, 9014 и 9024, пока не известно.

       По местной заводской классификации Комбино даляньского производства обозначаются как DL6WA, усовершенствованный и оборудованный кондиционером - DL6WB, индекс DL6WC присвоен модели с двигателем переменного тока, расчитанной на напряжение сети 750 вольт. Технические характеристики вагона:

- длина - 25,2 м, ширина - 2,6 м, высота - 3,37 м;
- вместимость при пиковой нарузке (6 чел/кв м) - 242  чел (если тщательно утрамбовать - 294 чел);
- высота пола низкопольной части салона (70%) -  440 мм;
- высота пола остальной части салона (30%) - 880 мм;
- максимальная скорость - 60 км/ч (для модели DL6WC - 80 км/ч);
- напряжение сети - 600 вольт, для модели DL6WC - 750 вольт;
- тележки - две ведущие и одна пассивная, 1435 мм;
- радиус поворота - 19 м;
- радиус вертикального перелома - 1 км;
- максимальный преодолеваемый уклон - 60 ‰;
- высота подвески контактного провода 5,300±100 мм;
- мощность тяговых двигателей  4 ×55 квт, для модели DL6WC -  4 × 75 квт;
- среднее ускорение при разгоне  -  0.83 м/сек2, модель DL6WC - 0.85 м/сек2;
- замедление при нормальном торможении  - 1 м/сек2;
- замедление при экстренном торможении    -  1.12 м/сек2, модель DL6WC - 1.2 м/сек2;
- тормоза - реостатный и пневматический.

Рабочее место водителя оборудовано цветным жидкокристаллическим дисплеем.

 Посмотреть фотогалерею сочленённых низкопольников.
(упорядочена по номерам вагонов и в ближайшее время будет пополнена) 

 

1801 - вагон в стиле ретро.

 


       Данный вагон был выпущен в 2004-м году в единственном экземпляре, заводское обозначение этой модели - DL4W, позднее в депо ему был присвоен номер 1801. Некоторое время он ездил по 203-му маршруту, позднее, уже получив номер - по 202-му. В настоящее время вагон снят с линейной эксплуатации, видимо, его берегут для особых случаев или событий.

Технические характеристики вагона:

- длина - 14,2 м, ширина - 2,5 м, высота - 3,3 м;
- максимальная вместимость при пиковой нарузке (6 чел/кв м) - 122 чел;
- высота пола - 700 мм;
- максимальная скорость - 50 км/ч;
- напряжение сети - 600 вольт,
- тележки - две ведущие, 1435 мм;
- радиус поворота - 19 м;
- максимальный преодолеваемый уклон - 60 ‰;
- мощность тяговых двигателей 4 × 30 квт;
- тормоза - реостатный и пневматический;
- среднее ускорение при разгоне - 0.75 м/сек2;
- замедление при нормальном торможении - 1.0 м/сек2;
- замедление при экстренном торможении - 1.20 м/сек2;

       Для просмотра фотографий вагона на сайте завода-изготовителя нажмите на эту ссылку
       Для просмотра остальных фотографий - на эту ссылку или на картинку вагона. 

 
Оплата проезда.

       Проезд в трамвае оплачивается так же, как и в автобусах и троллейбусах: сразу при посадке нужно либо опустить в кассу-копилку один юань, либо просканировать бесконтактную карточку. За процессом оплаты на передней площадке наблюдает водитель (ему для этого приходится вставать со своего места на каждой остановке), на задней - кондуктор, денежных расчётов они не производят, так что нужно иметь при себе точную сумму без сдачи.
       Низкопольники Комбино имеют четыре двери, две центральные из которых предназначены для входа, а две крайные - для выхода, водительская кабина удалена от дверей, поэтому эти вагоны обслуживаются двумя кондукторами-наблюдателями. 
       201-й маршрут разделён на два тарифных участка, границей между которыми является остановка "ж.д. вокзал", проезд каждого участка стоит один юань. Возле ж.д. вокзала вагоны останавливаются дважды, до перекрёстка только для высадки и после перекрёстка только для посадки. У пассажиров, оставшихся в салоне, кондуктор и водитель повторно собирают деньги за проезд прежде чем впускать новых пассажиров. 
       Как и во всех крупных городах страны, в Даляне есть бесконтактные карточки для расчётов за городской транспорт. Приобретая карточку, нужно внести 30 юаней залога (они возвращаются, если вернуть карточку неповреждённой) плюс желаемую сумму (не более трёхсот юаней). Для гостя города эти карточки помимо удобства расчётов практически бесполезны, т.к. получаемая скидка по ним не превышает десяти процентов. Исключение составляет только 201-й трамвайный маршрут, проезд обоих тарифных участков на котором обойдётся на 0,7 юаня дешевле оплаты наличными. Пассажиры, выходящие у ж.д.вокзала или раньше, должны перед выходом повторно просканировать карточку, если этого не сделать, то при следующем использовании карточки в любом трамвае, троллейбусе или автобусе с неё будет списано дополнительно 0,4 юаня за второй тарифный участок предыдущей поездки (попытка просканировать карточку и остаться в вагоне наверняка будет замечена как кондуктором, так и пассажирами). Оставшись в вагоне на остановке у вокзала, достаточно просто предъявить кондуктору или водителю карточку во время сбора ими денег за дальнейший путь. 
       В остальных случаях с карточки списывается 90 фэней на маршрутах протяжённостью до 12 км и 95 фэней на более длинных (ранее скидки были больше: 80 фэней если маршрут не длиннее 8 км, 85 фэней при протяжённости 8-12 км, 90 фэней - от 12 до 15 км). 
       Если на карточке остаётся два юаня, при очередном использовании подаётся сигнал-напоминание о пополнении баланса, если же суммы не хватает, сигнал сообщает о необходимости оплаты наличными, единовременный кредит в таких случаях не практикуется, списание с карточки остатка и доплата недостающей суммы наличными - тоже. Правда, ситуация могла измениться, во многих городах единовременный кредит, погашаемый при очередном пополнении баланса, уже возможен. 
       Ранее в городе существовали месячные проездные билеты, продававшиеся по месту работы или учёбы и стоившие 45 юаней для взрослых, 22 - для студентов и 12 - для школьников, однако они отменены два года назад. Возможно, их просто перевели с бумажного носителя на электронную карточку. Эти проездные продавались на определённый маршрут, если он был короче, цена могла быть ниже. Студенты сегодня в любом случае могут платить по льготному тарифу четыре мао (40 фэней), пользуясь студенческой бесконтактной карточкой (в отличие от обычной, лимит загружаемой суммы на неё меньше - двести юаней), специальные карточки также есть у пожилых и иных льготных категорий.
 

Дальнейшее развитие.

       В настоящее время длина 202-го маршрута составляет 12,5 км, однако скоро линию будет продлена до Порт-Артура (Люйшунь), став таким образом междугородной. Стоительство ведётся с 8 мая 2009 г., открытие движения запланировано на 2011-й год. Протяжёность всей трассы составит 42,666 км, из-за сложного рельефа местности потребуются туннели и эстакады. 
       Новая линия начинается от тупика 202-го маршрута и пройдёт до нового порта Люйшунь (旅顺新港) вдоль дорог Южно-Люйшуньской (旅顺南路, "Люй Шунь Нань Лу"), Сюэчэн (学城路), Гошуй (郭水路), Чуньчэн Лу (春城路), Боян (柏杨路), Дасин (大兴路) и Шуньда ( 顺达路 ). Будет ли на ней сквозное движение трамваев из Даляня в Порт-Артур или потребуется пересадка, сказать пока нельзя; 202-й маршрут намечено также продлить на север, он должен стать одной из линий интегрированной системы даляньского рельсового транспорта. 

       Формирование 201-го маршрута завершено и дальнейшее его развитие не планируется.
 

Продолжение следует.


Tags: Далянь, Китай, столетие, трамвай, транспорт
Subscribe

  • Даляньский троллейбус

    In English 1 октября 2010 г. у даляньского троллейбуса полувековой юбилей. Открытие движения было приурочено к 11-й годовщине образования КНР;…

  • К столетнему юбилею даляньского трамвая (XX-й век).

    Далянь - один из трёх городов Китая, сохранивших у себя этот вид транспорта и бережно к нему относящийся как к неповторимой местной…

  • Пекинский автобус - история

    Как всё начиналось. История пекинского автобуса ведёт своё начало с 1935-го года, когда городские власти Бэйпина (так город назывался с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments