?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Даляньский троллейбус


       1 октября 2010 г. у даляньского троллейбуса полувековой юбилей. Открытие движения было приурочено к 11-й годовщине образования КНР; маршрут протяжённостью 4,5 км связал железнодорожный вокзал с перекрёстком шоссе Хуанхэ и улицы Гайчжоу в западной части города. Позднее линия была продлена на 3 км на запад до границы городской застройки и с тех пор приобрела завершённый вид. Первоначально конечная находилась перед деревней Малань и дословно так и называлась - 由马栏村 ("Ю Малань цунь"). Со временем деревня была поглощена разросшимся городом и сегодня на том месте, где шоссе Хуанхэ заканчивается и начинается его продолжение - шоссе Хунци Дун ("Краснознамённое Восточное"), находится площадь Малань (Конюшенная); соответственно была переименована и остановка  - 马栏广场 ("Малань гуанчан").
       Спустя семнадцать лет после начала троллейбусного движения в Даляне был открыт второй маршрут, связавший центр города с Тигровым пляжем на южном побережье; его трасса прошла по шоссе Освобождения ( 解放路, "Цзефан лу"). Открытие движения состоялось 23 сентября 1977 г. взамен закрытого двумя днями ранее 6-го трамвайного маршрута (первоначально тоже запланированного под №2). Новая линия имела собственное депо, расположеннное сразу за конечной "Тигровый пляж" и была полностью независимой, т.е. контактные сети обеих линий не соединялись. Несмотря на то, что конечная в центре располагалась недалеко от железнодорожного вокзала, служебную соединительную линию так и не построили. Отличительной чертой новой линии была дополнительная пара проводов, благодаря которой на маршруте были как обычные, так и укороченные экспрессные рейсы.
       1 января 1983 г. в городе была проведена реформа нумерации маршрутов всего транспорта; для исключения повторяющихся номеров троллейбусным маршрутам выделили 100-ю серию, для трамвайных - 200-ю, автобусные остались без изменения. Так троллейбусные маршруты 1 и 2 превратились соответственно в 101 и 102. 
       В 80-х гг. на 101-м маршруте существовали укороченные рейсы (видимо, пиковые) на участке от улицы Чаншэн до Сишаньцунь (西山村, название бывшей деревни, сегодня эта остановка называется "Даляньский транспортный университет"), на которых работали одиночные троллейбусы. На месте разворотного кольца Сишаньцунь сегодня находится пересечение с проходящим по мосту Юго-Западным шоссе (西南路 - "Cинаньлу", дословно - "западно-южная дорога"). На остановке "Улица Чаншэн" кольца не было и разворот приходилось выполнять с разгона, пока бегущие сзади рабочие удерживали штанги.
       2 июля 1987 г. на конечной 102-го маршрута "Тировый пляж" (老虎滩 - "Лаохутань") было введено в эксплуатацию новое разворотное кольцо. 
       В 1998-м году было решено полностью реконструировать и расширить шоссе Освобождения, что неизбежно требовало демонтажа троллейбусной линии. С 31 декабря 1998 г. 102-й маршрут стал обслуживаться автобусами и был переименован обратно в №2. Так закончилась история уникальной четырёхпутной линии, прослужившей 22 года и три месяца; по окончании реконструкции шоссе её заново с нуля строить уже не стали. Шесть лет спустя, 1 января 2005 г., автобусный маршрут №2 был продлён от старой конечной "Тигровый пляж" по дорогам Восточной Бинхайской дороге и Хутань до новой территории (虎滩新区) с двумя промежуточными остановками "Рабочий санаторий" (工人疗养院) и "Тигровый пляж - Гавань" (虎滩港, находится на Океанской площади (海洋广场)), схему всего маршрута можно увидеть здесь. Помимо полных рейсов по всей трассе существуют вспомогательные укороченные рейсы до улицы Таоюань (桃源街) со всеми промежуточными остановками, экспрессных рейсов, как ранее у троллейбусов, более нет.

       В отличие от российской пренебрежительной клички "рогатый", даляньские троллейбусы зовут ласковее - "длинными косами", местным жителям троллейбусные штанги напоминают заплетённые  косы девушки. Профессия водителя троллейбуса, первоначально мужская, с какого-то момента в Даляне также стала исключительно женской, однако в последнее время мужчины постепенно возвращаются. Трамваи по-прежнему водят только женщины. 


Подвижной состав.

       К открытию троллейбусного движения парк подвижного состава насчитывал тринадцать одиночных троллейбусов "Цзин-1", изготовленных в Пекине (известны также под названием "Пекин-1"). Троллейбусы базировались в трамвайном депо, в первый день на линию вышли пять машин. По свидетельству местных ветеранов транспорта, троллейбусы часто ломались и водителям приходилось быть мастерами на все руки, самостоятельно устраняя поломки на линии.  Один из троллейбусов был переделан в учебный и находился во втором депо вплоть до его закрытия (см. фото Брюса Лэйка), иные сведения об этих машинах в Даляне и их фотографии пока не обнаружены.
       Позднее город получил сочленённые троллейбусы "Шанхай" SK-663 - популярнейшая модель троллейбуса 60-х годов, выпускавшаяся в Шанхае и получившая прозвище "панда", им присвоили номера начиная с 601. "Шанхайские панды" проработали до начала 90-х годов и были списаны по мере поступления сочленённых D72C (см. ниже).  Был также одиночный троллейбус №619, также проработавший до 1991-го или 1992-го года, его модель неизвестна.
       В 70-х годах Далянь стал сам обеспечивать себя троллейбусами и автобусами. Трамвайный завод разработал и в 1974-м году приступил к выпуску сочленённых троллейбусов "Далянь" DL-661. Всего было выпущено 120 троллейбусов этой модели, которые также поставлялись в Бэньси, Сиань, на Уханьский металлургический комбинат, имевший собственную троллейбусную сеть? и в другие места; в самом Даляне 102-й маршрут в 80-х годах обслуживался исключительно этими машинами.
       В 1988-м году появились троллейбусы шеньянского производства, они получили номера 85х и 86х, окраска белая с синим и белая с зелёным, более подробных сведений об этих машинах них  пока нет.
       В  1991-м году Трамвайный завод выпустил одиночные троллейбусы D52C, которые стали работать на 102-м маршруте, о наличи их на 101-м маршруте ничего не известно. В мае того же года начался выпуск 16-метровой сочленённой модели D72C, новые машины имели четыре двери и двигатели мощностью 90 квт. Перновачально они работали только на 101-м маршруте, с 1995-го года появились и  на 102-м.
       В 1995-м году была выпущена модель D772, а в следующем - D72CQ, подробные сведения о них пока не обнаружены.
      В Далянь также поступили четыре троллейбуса "Шэньфэн" SYD-60C производства Шэньянского авиазавода, ныне входящего в концерн "Норинко" (известный производитель военной продукции), все они находились во втором депо и работали на 102-м маршруте вплоть до закрытия линии. Номера этих машин были 001 - 004, их дальнейшая судьба неизвестна, обнаружена только фотография, сделанная Брюсом Лэйком неподалёку от депо в начале 1999-го года - несколько недель спустя после закрытия троллейбусного движения по 102-му маршруту.
       28 сентября 2006 г. началась постепенная замена всего подвижного состава на модели WGD61U производства Уханьского автобусного завода "Янцзы-Дунфын" и CJWG150 производства Ханьчжоуского автобусного завода "Чанцзян". Замена Была проведена в рекордно короткий срок: к 1-му октября весь старый подвижной состав был полностью заменён, сохранили ли что-либо для истории - неизвестно.
       Первоначально троллейбусам WGD-61U были присвоены номера с 3901 по 3934, позднее их перенумеровали в 2294 - 2327.  Аналогично сочленённые машины CJWG150 вначале получили номера с 3951 по 3975, позднее заменённые на 2330 - 2354.
       Таким образом, троллейбусный парк Даляня насчитывает ровно 60 пассажирских троллейбусов (34 одиночных и 25 сочленённых), а также один служебный тягач-платформу на базе автобуса DD6121HS5, её номер - 0870 (первоначальный - 2297).

Технические характеристики сочленённого троллейбуса "Чанцзян" CJWG150 
  • Длина - 15885 мм, ширина - 2480, высота - 3050 мм.
  • Сухая масса - 12800 кг, масса с полной загрузкой - 19857 кг.
  • База от первой оси до второй - 5000 мм, от второй оси до задней - 3985 мм, передний свес - 1615 мм.
  • Колея -  2020/1795/1795 мм.
  • Минимальнный дорожный просвет - 263 мм.
  • Высота нижней ступеньки - 380 мм.
  • Число мест для сидения - 41, стояния - 110.
  • Скорость ≥ 45 км/ч (так у них написано, понимайте как хотите. Вероятно, он медленнее не ездит? :-)  )
  • Двигатель - 90 квт, максимальный крутящий момент - 392 Нм.
  • Угол въезда/угол съезда - 7°/ 7°.
  • Максимально преодолеваемый подъём ≥ 12% (так у них написано).

Троллейбусный маршрут.

Номер маршрута -  101, протяжённость - 7,5 км, путь следования: от ж.д. вокзала на запад по шоссе Янцзы (长江路, "Чанцзян лу") и Хуанхэ (黃河路) до площади Малань (马栏广场), все остановки находятся только на шоссе Хуанхэ (см. схему). 

  • Ж.д. вокзал (火车站, "Хо Чэ Чжань"). Вблизи находится пл. Победы (胜利广场, "Шэнли гуанчан") с подземным торговым центром.
  • Ул. Тунцин (同庆街, "Тун Цин Цзе",  т.е. Праздничная (для живущих на ней) улица")
  • Мэрия (市政府, "Ши Чжэн Фу")  фото
  • Ул. Чаншэн (长生街, "Чан Шэн Цзе", т.е. "улица Долголетия") возле пл. И Да (亿达广场), через которую проходит эстакада Северо-Восточного шоссе (东北路, "Дунбэй лу", дословно - "восточно-северного").
  • Ул. Ляньхэ (联合路, "Лянь Хэ Лу", т.е. улица "Дорога Объединения"). Вблизи находятся парк им. Сунь Ятсена (中山公园 - "Чжуншань гуанчан") и телерадиоцентр (фото).
  • Сианьская дор. (西安路, "Си Ань Лу"), до октября 2008 г. - "Долина Технологий" (科技谷),  на углу расположен торговый центр "Цзиньхуй" (锦辉商城), см. фото 1 и 2.
  • Ул. Гайчжоу (盖州街, "Гай Чжоу Цзе"), первоначальная конечная при открытии троллейбусного движения 1 октября 1960 г. На следующем перегоне находятся два ж.д. переезда.
  • Даляньский транспортный университет (大连交通大学, "Да Лянь Цзяо Тун Да Сюэ"), до 14 августа 2004 - "Железнодорожный институт" (铁道学院), первоначальное название - "Сишаньцунь" (西山村, название бывшей деревни).  Ранее на месте моста находилось разворотное кольцо для укороченных рейсов.
  • Ляонинский педагогический университет (辽宁师范大学, "Ляо Нин Ши Фань Да Сюэ"), c правой стороны расположено троллейбусное депо.
  • Ул. Ланьюй (兰玉街, "Лань Юй Цзе", т.е. "улица Свежих Орхидей"). 
  • Пл. Малань (马栏广场, "Ма Лань Гуан Чан", т.е. "Конюшенная пл.", в прошлом -"Перед деревней Малань" (由马栏村, "Ю Маланьцунь").  Вблизи расположены: гостиница "Даляньский горизонт" (大连摩天饭店), направо на север - универмаг "Новое столетие" и Южноляонинская больница костной травматологии (辽南骨伤医院), налево на юг - больница "Далянь Бохай" (大连渤海医院).

Оплата проезда.

       Первоначально проезд в троллейбусе стоил 6 фэней, что было дороже чем в трамвае, позднее тарифы сначала 
выровнялись, а потом троллейбусный стал дешевле, т.к. основывался на общей длине маршрута. Посетивший Далянь в январе-феврале 1999-го года британский любитель троллейбусов Брюс Лэйк в своих заметках сообщает, что проезд в трамвае стоил тогда один юань, а в троллейбусе - вдвое дешевле. Проезд в троллейбусе и сейчас чуть дешевле, чем в трамвае, но только при оплате электронной карточкой (в троллейбусе она даёт скидку 10%, в трамвае - только 5%). Это объясняется длиной троллейбусного маршрута - менее 8 км. При оплате наличными строимость проезда одинакова - 1 юань.
       Ранее плату за проезд собирали кондукторы, их было по двое в каждом сочленённом троллейбусе. После обновления подвижного состава кондуктор остался только один, по салону он более не ходит, а сидит возде задней двери, наблюдая, чтобы каждый вошедший пассажир опустил в кассу-копилку один юань, либо поднёс электронную карточку к считывателю. За входящими через переднюю дверь наблюдает водитель, а средние двери предназначены только для выхода. В одиночных троллейбусах посадка производится только через переднюю дверь и кондукторов там нет.
       Билетов в привычном понимании в даляньском городском транспорте нет, т.к. они сами по себе не нужны. По сути это просто квитанции об оплате, как в такси, которые выдаются по просьбе пассажира.

      Как и во всех крупных городах страны, в Даляне есть бесконтактные карточки для расчётов за городской транспорт, они называется "Жемчужная карточка" (明珠卡 - "Минчжу ка"), приобрести их можно в специализированных пунктах продажи билетов на городской транспорт либо в отделениях Даляньского коммерческого банка (大连市商业银行). Впервые эти карточки появились 15 июля 2001 года и с тех пор получили широкое распространение, сегодня ими можно расчитаться за покупки в аптеках, за вход в городские парки, за поездки в голубых такси, их принимают к оплате некоторые телефоны-автоматы и т.д. Приобретая карточку, нужно внести 30 юаней залога (они возвращаются, если вернуть "жемчужину" неповреждённой) плюс желаемую сумму, кратную 20 или 50 юаням или их комбинации (т.е. 20, 40, 50, 60, 70 и т.д.), но не более  трёхсот юаней. При поездке в троллейбусе с карточки списывается 90 фэней (это относится ко всем маршрутам протяжённостью до 12 км), на маршрутах протяжённостью 12-15 км списывается 95 фэней, на более протяжённых скидка не предоставляется (ранее скидки были больше: 80 фэней, если маршрут не длиннее 8 км, 85 фэней при длине 8-12 км, 90 фэней - от 12 до 15 км).
       "Жемчужная карточка" выгодна при проезде двух тарифных участов на 201-м трамвайном маршуте (скидка 35%), а также при пользовании пригородной электричкой.
       Когда на карточке остаётся менее двух юаней, при очередном использовании подаётся сигнал-напоминание о необходимости пополнить баланс, если же суммы не хватает, сигнал сообщает, что нужно платить наличными (уходить в минус не позволяется).
       Студенческая карточка позволяет платить по льготному тарифу 40 фэней (скидка 60%); в отличие от обычной, на неё можно загрузить не более двухсот юаней; специальные карточки также выпускаются для пожилых и иных льготных категорий.
       Ранее в городе существовали месячные проездные билеты, продававшиеся по месту работы или учёбы (свободной продажи не было), однако они отменены с ноября 2006-го году (возможно, они из бумажных превратились в электронные). Проездные продавались только на определённый маршрут и их цена зависела от длины этого маршрута. По данным на 15 сентября 2003 г., после очередного подорожания, троллейбусный месячный проездной билет для рабочих стал стоить 28 юаней, для учащихся - 30 юаней за учебный семестр,

Comments

Profile

transitwind
transitwind

Latest Month

December 2012
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner